понедельник, 30 июля 2018 г.

Хана модерну! Еще двум ростовским памятникам архитектуры грозит «колхозный тюнинг»

Тем, кто интересуется старым Ростовом, наверняка известны два замечательных кирпичных дома, построенных под влиянием популярного в начале прошлого века стиля модерн — оба объекты культурного наследия (ОКН).

Один из них — «Доходный дом М.П. Горева» на Семашко, 74 (владельцев до революции было несколько, но именно за ним числится дом в Реестре региональных памятников). Кем был Горев, история умалчивает.

Второй — «Доходный дом С.С. Сивожелезова» под номером 84, что в Братском переулке.
О человеке с такой примечательной фамилией информация сохранилась.

Сергей Степанович был долговременным заведующим типографии известной южно-российской газеты «Приазовский Край», а ко времени строительства этого дома (1914), основал и собственную типо-литографию с переплетной мастерской под названием «Товарищество на вере  «С.С. Сивожелезов и Ко»

К сожалению, настал черёд и этих памятников. Жернова капремонта перемалывают в историческом центре Ростова всё новые старые дома, не обращая внимания ни на их исторический вид, ни на их охранный статус.

Как тут не вспомнить скандальную ситуацию с так называемым «ремонтом» фасада ОКН «Дома со Стрекозой». Тогда, без проекта и без разрешения Минкульта, горе-строители произвели варварский пилинг «болгарками» кирпичной кладки фасада. При этом был изуродован не только внешний вид кладки, но и ухудшились характеристики прочности самого кирпича.

Система не меняется — выводы тогда никто не сделал и год спустя ситуация повторяется.
1. Как и на «Доме со Стрекозой», с фасадом «Дома Сивожелезова» происходит похожая история — он уже загажен.
До начала работ Дом мог похвастаться, кроме интересного архитектурного решения фасада (с частью подлинных оконных рам, дверями и решетками ограждений) ещё и хорошо сохранившейся лицевой кирпичной кладкой.


Если бы на его фасад смотрел любой нормальный специалист, то посоветовал бы аккуратно восполнить немногочисленные выбоины кирпича и фрагментарные утраты аттиков (верхние надстройки со слуховыми окнами). Ну, произвести, разве что, ещё гидро-клининг первого этажа. И всё!

Но специалисты, как видно, здесь и рядом не стояли. Как и в случае со «Стрекозой», какпремонтиникам таких действий оказалось недостаточно, и с какого-то перепугу сметчики прописали зданию покраску с заменой центральных деревянных рам на металлопластиковую упрощёнку.
Пока ещё целая подлинная рама подъездного окна


Логики здесь никакой. Инициаторов ремонта, по-видимому, интересуют только объемы оплачиваемых работ, поэтому, просто взять и оставить исторический фасад в покое нельзя. По их коммерческой нужде обязательно надо его изговнять — бюджет освоить.
Решение было не только губительным для исторического вида памятника архитектуры, но еще и незаконным — все эти манипуляции, как только что выяснилось из ответа Комитета по охране ОКН, с ними вообще не согласовывались.

Подрядчики на объектах часто спрашивают: почему им нельзя менять оригинальные подъездные окна, а жильцам в их квартирах, типа, можно.
Так вот, по правилам — и жильцам нельзя этого делать без согласований. Здесь претензия больше к органу государственной охраны здания. Именно он должен заключать с жителями ОКН охранные обязательства и предупреждать их о том, что ни подлинные окна, ни подлинные двери, ни элементы фасадного декора без согласования демонтировать запрещено.

Если по причине, допустим, ветхости, столярку действительно нужно менять, то делать это необходимо из того же материала (дерево!) и с максимально точным сохранением переплётов, а также всех декоративных элементов. Таковы правила эксплуатации памятников архитектуры. А вот отсутствие их исполнения приводит к таким, например, бытовым «архитектурным решениям»:
«Дом со Стрекозой», пластиковая самодеятельность на балконе.


2. Такая же схема работ заложена в смету и по второму ОКН — «Дому Горева».
Вполне очевидно, что в данном случае зданию нужна аккуратная очистка от фасадной краски, что выявило бы подлинную кирпичную кладку. А вот сметой предусмотрена, по словам подрядчика, также никчемная окраска главного фасада.
С дворовыми же фасадами, как всегда, грустно: часть из них уже скрыта под слоем штукатурной мазни.
Центральное окно во дворе планируют менять на пластмассу.

Вряд ли при этом будет хоть условный намёк на подлинную расстекловку.
Словом, горе — «Гореву».
Неизвестно, приостановлены ли работы на этих объектах после недавнего обращения общественности в Комитет по охране, где было указано на недопустимость такого рода незаконных манипуляций с фасадами ОКН.
По последней информации, Комитет только «готовит материалы для осуществления выездной внеплановой проверки». Как бы за время, пока их материалы готовятся, капремонтники не довершили свой «колхозный тюнинг».
Фрагмент потолочной лепнины в стиле модерн в «Доме Горева»