воскресенье, 28 октября 2018 г.

В Ростове вскрыта «Электролечебница»


1. Наследие гидропата
Прошло уже 9 лет, с тех пор как мы устраивали импровизированные поминки по первому зданию водолечебницы доктора Рындзюна на Социалке, 94. Степень аварийности дома на тот момент уже не позволяла сохранить дом в подлиннике. Удалось тогда лишь заново добиться присвоения ему охранного статуса, что ограничивает теперь возведение любого здания на этом месте без воссоздания первоначального облика водолечебницы.
Второе здание известного в начале XX века в Ростове доктора-гидропата пока ещё в более бодром состоянии. Серафимовича, 89 — массивный четырехэтажный дом 1913-го года именитого ростовского архитектора Льва Эберга трещит уже по швам, но пока  «пациент» скорее жив, чем мертв.


Роман Бочарников, МФ, инициатор процесса:
Здание давно уже посылало окружающим сигналы, так сказать, о своем здоровье — то трубы прорвёт (подвал и сейчас залит сточными водами), то лепнина с фасада отвалится.


В один из таких моментов, года полтора назад, я и заметил проявившиеся синие буквы из-под отвалившихся пластов совковой штукатурной «шубы». Вот только в этом сезоне у нас дошли руки убрать, наконец, наслоения с этого участка фасадной стены и узнать, что же за послание скрывалось под штукатуркой. 

Наши ожидания подтвердились: надпись должна была свидетельствовать о специфике заведения — так и вышло. После проведения «изыскательских работ» (по традиции уже) решено было презентовать открытие общественности:


Стена порадовала архаичным уже нынче словечком:


- Э......Е..Б..Н..И..Ц..А...

- ЭЛЕКТРОЛЕЧЕБНИЦА?


- Точно!

Информационная надпись полностью соотносится с рекламными объявлениями лечебной практики доктора Ильи Рындзюна в периодике тех времен:
Объявление из газеты «Приазовский Край», 1913

Судя по всему, надпись эта аккурат времен постройки дома и переезда сюда из первого здания (что было на Никольской, 94) основных процедурных кабинетов.
Почему надпись двухцветная? Предполагаем, что тут всё просто: изначально надпись была белой на синем фоне. И белый пигмент, как раз, был законсервирован слоем штукатурки. А тот участок, который отвалился раньше, успел за полтора года потерять пигмент, выцвести. И под ним, как раз, сохранился четкий слой синего фона. Плюс, сам пласт штукатурки, отвалившийся изначально естественным путём, мог забрать с собой поверхностный слой краски.


Михаил Кононов, архитектор, участник «вскрытия»
Методы лечения доктора Рындзюна были новаторскими на тот период времени и консервативное медицинское сообщество начала XX века часто даже не воспринимало всерьез малопонятные им виды терапии.

Гидроэлектрические процедуры в одной из австро-венгерских водолечебниц времен расцвета лечебного заведения доктора Рындзюна

Кроме лечения водой, светом и электричеством, Илья Рындзюн практиковал грязелечение и даже терапию паром. В начале 20-х годов в его лечебнице был уже и кабинет с рентгеновскими лучами — в общем, множество из тех, некогда необычных методов, прижилось в медицине и спокойно перекочевало в век XXI.

Предположительно, продолжение информации с перечислением методов терапии ещё скрывается под штукатуркой на остальных симметричных плоскостях между рустами, но очистить их на данном этапе не представляется возможным.


Меружан Арутюнян, МФ, соорганизатор акции:
очень не хотелось бы, чтоб эта надпись «ушла» вместе с домом. Сохранность здания под вопросом, так как оно уже признано аварийным — жильцы ждут расселения и сидят на чемоданах.

Наша задача на данном этапе: активировать скрытый потенциал Комитета по охране объектов культурного наследия и Администрации города по консервации и спасению этого памятника архитектуры. Уверен, что у них есть на то добрая воля и силы, просто, возможно, они об этом пока не знают -)
Дмитрий Зенюк, МФ, археолог:
Известные хозяева зданий и их не менее известные отпрыски уже обсуждалась при первом всплеске интереса к истории водолечебницы, во времена первой акции объединения МойФасад. Напомню еще раз, что у Ильи Галилеевича и его супруги Матильды Борисовны было, как минимум, двое детей, о которых нам доподлинно известно и каждый из них, благодаря своим талантам, добился определенной степени признания и положения в обществе. Сын, Владимир Рындзюн, был литературным деятелем эмиграции, (публиковался под псевдонимом А. Ветлугин), секретарём и переводчиком Айседоры Дункан при их совместной с Есениным поездке в Америку. Из Штатов после этого, он возвращаться не стал, осев там окончательно. Впоследствии даже спродюсировал несколько фильмов в Голливуде.

Ветлугин (Рындзюн) и Есенин, 1922

Дочь, Нина Рындзюн, осталась в Союзе. В стране и мире её, выдающегося скульптора, знают теперь под фамилией Нисс-Гольдман. Воспоминания её легли в основу фильма «На Верхней Масловке», где она послужила прототипом главной героини, которую сыграла Алиса Фрейндлих. Примечательно, что в фильме эпизодически визуализирована и водолечебница отца по воспоминаниям главной героини.

Катя Перелыгина, архитектор, координатор МФ: 
Кроме, собственно, известных персон, связанных с историей электролечебницы, здание ценно еще и уникальными артефактами: единственным сохранившимся в городе дореволюционным лифтом и подлинными металлическими центральными дверями. Правда, одна из створок уже утрачена.
По словам жильцов, люди из управляющей компании «Основа» (которая раньше обслуживала этот дом) недавно срезали все трубы отопления, а заодно и прихватили с собой створку входной двери, возможно, для увеличения прибыли от количества собранного металла, сдаваемого в лом. Заметьте: всё это варварство происходит на объекте, номинально стоящем на охране и прямо напротив администрации кировского района Ростова.



В наших ближайших планах: составить заявки в Комитет на включение лифта и фасадной надписи в предметы охраны данного ОКН. Кроме того, подаем обращения в администрацию на проведение противоаварийных и консервационных работ.


2. Нэпманская едальня
Отрадно, что понимание культуры старины и сохранения графических артефактов находится в городе не на нулевой отметке. 

Вчерашняя встреча, как раз, началась с другого объекта — Доходного Дома Португалова, где усилиями коллектива магазина «Бутылочка» были частично сохранены от уничтожения другие фасадные артефакты.




Напомним, что надписи, предположительно времен НЭПа, были выявлены еще 5 лет назад и спокойно существовали до 2017, пока в ходе так называемого «капремонта фасада» штукатуры компании-подрядчика по указке из областного Минкульта не оштукатурили весь первый этаж.

Получается, что на подлинный исторический вид здания вместе с этой локальной графической достопримечательностью тогда просто «положили».


Этим летом мы помогли владельцам магазина избавить от «капремонтных ошметков» уцелевшие фрагменты и законсервировать их.


Благодарим за посильную помощь в проведении мероприятия: дизайнера Сергея Номеркова, фотографа Михаила Таршинова, историка Л.Ф. Волошинову, Александра Кожина и Александра Бобринского (ВООПИиК), Елену Слепцову и Владимира Апарина (Наше Время), Геннадия Крольмана, Екатерину Пономареву и Елизавету Баранникову (МФ), Романа Киримеева (студия Keer), Максима Поливанова (Бутылочка).